среда, 4 июля 2012 г.

Адаптивное обучение... А что это такое?

 В последнее время активно обсуждается проблема адаптивного обучения и его практической целесообразности. .
При этом нередко под таким обучением применительно к e-learning  разумеется порой и то, что  адаптивным обучением, собственно,  не является.
В частности, любое ветвление, любой возврат пользователя назад или "перескакивание" вперед в содержании е-курса разумеется как адаптивность (например).
Иными словами всякое ветвление в курсе зачастую несправедливо ассоциируется с адаптивностью. 
Увы, не всякий ветвящийся курс является адаптивным по определению.

Что делает учебный процесс адаптивным?
А. Наличие учебного материала разного уровня сложности (обычно, простого, среднего, высокого. К примеру, мне доводилось разрабатывать е-курсы, где материал имеет до 6 уровней сложности) Этим обеспечивается собственно адаптивное учение.
В. Наличие контролирующих вопросов разного уровня сложности. Обеспечивают адаптивный контроль.
С сумме А и В, соответствующим образом связанные друг с другом, и дают адаптивное обучение. С сумме А и В обеспечивают, собственно, индвидуализацию обучения

Управление обучением обеспечивается в адаптивных курсах самими курсами.
На основе анализа текущих знаний учащегося средство обучения определяет, к изучению какой части материала пользователь не готов и предлагает ему сведения, изложенные более доступно или даже предельно доступно, с тем, чтобы позже перейти к более сложному материалу. 

Таким образом, адаптивное обучение позволяет:
- учить без типичных для массового традиционного образования пробелов в индивидуальной подготовке обучаемых,
- выводить их на желаемый уровень обученности.

Адаптивность есть реальный инструмент, позволяющий обеспечивать истинную индивидуализацию обучения.  Ни оразноображивание форм и способов доставки контента, ни индивидуализация обучения по месту и времени в действительности индивидуализации обучения в содержательном, познавательном планах не обеспечивают.

Именно благодаря появлению компьютерного обучения реализация адаптивного обучения при необходимости массовой подготовки людей получила аппаратный и программный фундамент. Ни современная массовая школа и вузы, ни формальное корпоративное обучение (наставничество, менторинг и т.п. не в счет) индивидуализации обучения в очном формате в полной мере в условиях массового образования обеспечить не в состоянии. 

Сошлюсь на авторитет В.С Аванесова, уделяющему теме адаптивности и индивидуализации много внимания:
"Компьютеризация образования позволяет уменьшить непроизводительные затраты живого труда преподавателей, сохранить методический потенциал профессоров старшего поколения, многократно использовать результаты овеществленного труда в форме компьютерных обучающих и контролирующих программ. Это может также помочь преподавателям преобразоваться из урокодателя в технолога современного учебного процесса, в котором ведущая роль отводится не столько и не только обучающей деятельности преподавателя, сколько учению самих студентов".

Продолжение последует 

Комментариев нет:

Отправить комментарий