четверг, 6 декабря 2012 г.

N способов манипулировать аудиторией в е-learning

Посмотришь на иной электронный курс и видишь, что он строится не по законам обучения (дидактики), а в соответствии технологиями рекламного воздействия или или пиара. Недавно даже имел удовольствие познакомиться с одним курсом, который призван обучить аудиторию созданию е-курсов с помощью одного популярного средства авторинга. Вместо принципов и методов обучения сплошные приемчики из сферы рекламы и масс-медиа, которые, как известно, не брезгуют манипуляциями. Порой вовсе создается впечатление, что иные разработчики курсов для компаний (что внешние, что вендоры) подменяют и заменяют технологии обучения решениями, выношенными в лоне масс-медиа и прочих опиумов для пипла.

Выдающийся лингвист и анархист Ноам Хомский обобщил методы манипулятивного воздействия политиков и капитала и средств массовой информации в списке из 10 способов манипулирования с помощью средств массовой информации (по-русски). Увы, не только масс-медиа этим грешит, но и e-learning забывает порой про сеяние разумного, доброго, вечного.

Когда я анонсировал, что намерен рассказать про способы манипуляции в e-learning, один из уважаемых блоггеров поинтересовался, уж не с примерами ли манипуляторов. Увы, с примерами у нас богато, беда лишь в том, что защитная реакция тех, на ком шапка горит, даст им еще один повод продемонстрировать свой манипуляторский талант. Посему решил ограничиться окарикатуриванием того, что есть. Взял первую попавшуюся картинку и, руководствуясь рядом советов коллег-илёнинцев, пририсовал к ней контент (реплику "персонажа"):
   Вроде ж все по "педдезигну": наглядно, образно, понятно, просто, кратко, эмоционально и не без красоты. Классный слайдец вышел.
Убедимся в этом, обратившись  к способам Хомского:

Способ 6. Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления 
Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего. С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения…
 Как хороши для этой цели персонажи и "кейсы" с одним-единственным возможным верным решением. Кто не верит, внимательно изучите, к примеру, конкурсные курсы, созданные в КурсЛабе, особенно за 2011 и 2010 гг. 

Способ 9. Усиливать чувство собственной вины 
Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий.
 В е-learning лучший способ усилить чувство вины (после визуализации пинка :)) - дать контрольный тест, предварительно не подготовив или частично подготовив аудиторию к его выполнению.
Другая крайность - дать "позитивный" простенький тест, как для дитяти малого, чтобы сформировать ситуацию "успеха" (Способ 5. Обращаться к народу как к малым детям. Кто не верит, внимательно изучите, к примеру, конкурсные курсы-призеры, созданные в КурсЛабе,  за 2011 и 2010 гг.).
Кстати, такой примерно тестик в 3Dешном (!) курсе (даже, кажется, чуть ли не в сурьезной игре) вспоминается:
Поприветствуй клиента (намалевана интеллигентная бабушка, пришедшая в банк, на фоне
часов, показывающих  2 часа пополудни:
Варианты ответа:
Привет!
Доброе утро!
Здорово!
Здравствуйте!
Добрый вечер!

А может, зря я про все это. Может, ошибаюсь, может быть,  рождается новая (то бишь, инновационная) реальность в образовании: масс-обучение и манипулятивная дидактика и рекламно-компетентностный подход?

P.S. Если у кого-то случайно вспыхнет шапка, я ее не поджигал.
P.P.S. Все случайные совпадения приведенных примеров с реальными являются случайными и непредумышленными.

Продолжение темы

Комментариев нет:

Отправить комментарий