среда, 25 февраля 2015 г.

Что нужно делать, чтобы язык не водил бы e-learning’цев за нос



Порой читаешь текст: публицистический (пример 1) или  учебный (пример 2), и диву даешься:
Вроде бы и мысли верные, и ты сам под ними подписаться готов и чувствуешь, а то и знаешь, что масса людей изложенные мысли разделяют, а как доходишь до использования этих мыслей на практике, тут
а) сам не знаешь толком, что и как с ними делать,
б) те, кто эти мысли с тобой вроде бы и разделяют, с той же верой в правоту своей убежденности делают с этими мыслями нечто, отличное от того, а то и противоположное тому, что ты, начитавшись да научившись делаешь.
 
Пример 1. Елена Тихомирова о том, как стать педагогическим дизайнером
  • Нужно понять, что вам действительно нравится объяснять и учить. Без любви в нашем деле делать просто нечего - у вас некогда не получится курс, который будет говорить со слушателем.
  • Нужна теория: теория обучения, когнитивные теории, психология обучения и восприятия информации. И чем ее будет больше, тем ярче будет картинка того, что вы делаете. В какой-то момент станет понятно, почему что-то можно делать, а что-то нет, и для этого будет логичное и понятное объяснение.

А кого именно, как именно и за какие именно коврижки нужно любить, чтобы получился объективно достойный курс, а не то, что мне из любви к себе и к тому, что мне нравится,  кажется мне курсом. Или: 1. что делает со мной «объяснять» и «учить», чтобы мне нравится; 2. что и как я должен делать, чтобы «объяснять» и «учить» мне нравилось?

Пример 2



Вполне себе правильный и невинный текст, как видим на скриншоте слайда из е-курса. Да что с ним потом обучаемым (здесь это менеджеры) делать? Что и как может делать учащийся, освоив подобный текст? Какие задачи решать (кроме как «практически» найти рисунки на рисунке, решить задачу узнавания изображения и его соотнесения с названием)?

И дело здесь не только и не столько во владении авторами тех или иных текстов искусством слова, а в неосвоенной науке слова. В данном случае в недостаточном знании и умении про то, как создавать действенные (практикоориентированные) учебные тексты, то есть такой учебный контент, который был бы нацелен на решение обучаемыми тех или иных задач: реальных или сугубо учебных.

Попробую проиллюстрировать, как это делается, на примере, увы, сильно, из-за требований краткости, усеченном.
Существует набор моделей (синтаксических структур) позволяющих описывать и влиять на  реальность по-разному.
Среди них выделяется базовая структура, которая выглядит так:
А делает В по отношению к С.
Особенностью этой структуры является то, что любое предложение и любой текст может быть «переведен» в одну или в набор таких базовых структур:

Давайте начнем переводить эту сложную в содержательном отношение фразу:

Оригинал
«Перевод»
Нужна (педдизайнеру) теория: теория обучения, когнитивные теории, психология обучения и восприятия информации.

Теория делает по отношению к педдизайнеру С.
Теория обучения делает по отношению к педдизайнеру С1.
Когнитивные теории делают по оношению к педдизайнеру С2 
и т.д.

Подобные структуры могут расширяться, дополняться, уточняться, конкретизироваться, выстраиваться во временные  последовательности, например:
Педдизайнер (с помощью когнитивных теорий) делает по отношению к создаваемому им курсу C4. (Затем) курс делает по отношению к обучаемому С5 и т.д… С5  делает по отношению к Вn  Cn  и т.п…

Базовая синтаксическая структура может быть расширена, например:
Где-то когда-то кто-то (или что-то) чем-то то-то кого-то из-за чего-то для того-то
Несмотря на шутливую форму последнего примера, мы можем заметить, что использование подобных синтаксических схем  не только позволяют объединить номинальные (декларативные) и процедурные знания в модели деятельности обучаемых , но и позволяют обнаруживать, что, когда и как излагать обучаемым, какая информация в тексте отсутствует, а какая излишня. Существуют систематические описания таких моделей, а также правила их модификации к конкретным нуждам.
Овладев уменьями письма с осознанным применением подобных моделей, разработчик учебного контента будет пользоваться языком не только по наитию и творчески (что, конечно же, не может не приветствоваться), но и заодно рационально представлять предметную и процедурную области преподаваемого им предмета.

Тема это огромна. И актуальна, потому, что вооружает создателей курсов мощным и тонким инструментом создания ясного, точного, оптимального по объему и, главное, ориентированного на практику применения знаний, учебного контента. И обретет обучающий  власть над словом, а не красные словца над ним.

Попробую эту тему «частично исчерпать» в серии вебинаров и создании текстового контента. На первый из них -  «Создание текстового контента для электронных средств обучения» -  вы можете самостоятельно записаться по ссылке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий