четверг, 10 марта 2016 г.

Зачем специалистам e-learning инженерия знаний

Время от времени ко мне обращаются коллеги примерно с одними и теми же проблемами:
  1. Нужен слайдовый курс.
  2. Целевая аудитория – обычно новички, или перемещенные в должности, или «старички», которым нужно приспособиться к изменению, как правило, вызванному  выходом нового пакета внутренних нормативных документов (ВНД).
  3. Как, каким образом  трансформировать содержание ВНД и описываемые в них факты, понятия, явления и процессы в обучающий продукт?
Свел наиболее типичные вопросы коллег в таблицу и снабдил их ответами:
Вопрос
Ответ
Столкнулись со сложной задачей. Заказчик - опять банк. Предмет курса (слайдовый курс) - процесс работы с проблемными активами (заемщиками, которые по имеют просроченную задолженность)
Что-то мне подсказывает, что слайдовому курсу будет непросто справиться с этой задачей. Если, конечно, на слайдах этого курса, не будут отрабатываться умения и навыки поведения персонала «внутри» процессов работы с проблемными активами»
Попытки выстроить конструктивное взаимодействие с предметным экспертом (это методолог, пишущий внутренние нормативные документы (ВНД) по процессу) были не очень успешны. Целевая аудитория (ЦА) - сотрудники-новички.   
Заявленная цель – сотрудники должны знать бизнес-процесс (вплоть до номеров документов(!), содержание всех ВНД по процессу, сам процесс и функционал всех участников процесса (не хуже своих). Попытки сузить ЦА, определить конкретную цель и задачи курса не увенчались успехом. Однако курс нужно делать.
Не знаю, как реализовал ВНД методолог. Он, думается, должен был расписать модель описываемой в ВНД предметной области: 
от а) структурированного перечисления описываемых в документах фактов, явлений, понятий, процессов, их семантики (значений) и функций  
б) через процедуры их применения (осуществления процессов) с учетом ограничений и трудностей, 
в) до динамической модели поведения сотрудников при выполнении своих обязанностей и принятия решений, в том числе неоднозначных. 
Венцом описания предметной области применительно к обучению является ее операционная модель –структурированный и/или иерархизированный список необходимых умений и навыков, необходимых для выполнения сотрудниками обязанностей.
Отчетливо видно, что цель в виде «знать то, и то, и то» не работает. Целью обучения является не знание (хранение в памяти + воспроизведение  информации), а деятельность сотрудников. Содержание ВНД в этом случае должно быть переведено на язык обучения, т.е. и операционного описания предметной области (поведения сотрудника).
По мнению методологов, нашей задачей является расширение контента курса за счет снятия экспертизы у подразделений, участвующих в процессе вплоть до работы с работниками, находящимися на самом низком уровне организационной иерархии
А существует ли у заказчика или исполнителя инструментарий для снятия такой экспертизы? В качестве такого инструмента могут выступать методы инженерии знаний, описывающие - применительно к обучению и прежде всего - модель учащегося и модель проблемной (предметной) области, типы актуальных для работы знаний.
От нас, педдизайнеров, требуют не «копания» в ВНД, "делая работу, которая уже сделана". Почему, мол, мы не задаем вопросы о том, чего нет в ВНД, и что нужно добавить в курс
Увы, не всегда и методологи, и специалисты по обучению обладают методами обнаружения того, чего «нет». Не будем спорить, в чьей компетенции находится такое умение - экспертов или разработчиков е-курсов. Это решение - дело компании. Куда важнее кому-нибудь из них освоить такие способы и методы работы со знаниями разного типа. Методология инженерии знаний немало наработала в этом плане.  
Возможно ли в такой ситуации какое-то решение при условии довольно скромного бюджета и срока?
Извечным дефицитом ресурсов нас не удивить. Владей участники описанных типовых ситуаций соответствующими инструментами и методами, им не пришлось бы изобретать /как правило, безуспешно или ничтожно результативно/ инженерию знаний – ветвь искусственного интеллекта, описывающую процессы извлечения, приобретения, представления, структурирования и применения знаний. Быть может, куда рациональнее сначала освоить эти процессы, после чего работа и методологов, и педдизайнеров станет куда менее ресурсоемеой и куда более рациональной, систематичной и куда менее непроизводительной, если не ... безрезультатной

Подобные вопросы от коллег  подталкивают к необходимости напомнить, что педдизайн – это только не красивые шаблоны слайдов,  дружественный интерфейс или хорошо структурированный контент и ловко придуманные тесты или симуляторы. Похоже, приходит время осознать, что бывают разные уровни педдизайна, высший из которых сегодня базируется на методологии инженерии знаний и достижениях иных когнитивных наук. 

Смотрите запись вебинара  на эту тему и его презентацию

Комментариев нет:

Отправить комментарий