пятница, 1 апреля 2016 г.

От массового обучения к индивидуализированному через смешанное


Года два назад посчастливилось мне целую неделю очно и еще месяц дистанционно работать с сотрудниками одного  вуза. Дело шло прежде всего о внедрении электронной и дистанционной составляющих в очный процесс.
Первый тренд, бросившийся в глаза в тогдашней работе коллег:
содержание и методы поточного очного обучения один к одному, механически переносятся в онлайн. Не без шумов и искажений, разумеется.  За вычетом, по большому счету говоря, лабораторных / семинарских / практических занятий из дистанциооного формата. С прибавлением батарей формального во всех отношениях итогового, реже - редких промежуточных тестов. 
(Были, правда, и интересные исключения. Особенно впечатлили  практикумы по электротехнике и электрическим машинам. Кроме того, по ряду предметов была создана отличная по замыслу система контроля по учебным элементам. Увы, этот замысел не воплотился должным образом в реальность и рассеялся втуне).
Лекций же при этом никто радикально не отменял, разве что подсократили их на сколько-то там для отмазки процентов.

Спрашиваю у преподавателей и руководства вуза, а что позитивно изменилось в процессах:
  • организации обучения и управления им,
  • преподавания,
  • учения,
  • отработки практических навыков,
  • научно-исследовательской работы студентов?

Позитивная часть ответа (негативную опустим)  оказалась неожиданной для меня и не слишком убедительной: теперь студенту нет необходимости ходить в библиотеку и «мучаться» от книжной пыли + экономия денег. Однако качество контента е-курсов, а пересмотрел я их в том вузе почти 3 десятка, увы, явно проигрывало содержанию книжных изданий.

Нужно ли такое смешанное обучение? Поставил себя на место преподавателя (плавал, знаю), на место управленца (тоже поплавал) и понял. Мне – не нужно.

Электронная и дистанционная составляющие смешанного обучения  нужны мне как преподавателю, как минимум, для:
  • избавления меня от необходимости из года в год творчески повторять то, что аудитория может освоить и без меня;
  • индивидуализированного и максимально автоматизированного управления тем,  как учащиеся осваивают необходимый материал, для помощи им в этом, а также коррекции их возможных ошибок. Чтобы высокоинтерактивное электронное пособие обеспечивало (само)контролируемое самостоятельное глубокое и прочное усвоение того материала, который в нем содержится;
  • повторения и закрепления, для многократной управляемой отработки тех базовых знаний, умений вплоть до формирования навыков, без наличия которых у учащегося  с ним в вузе, а тем более на производстве,  просто не о чем разговаривать;
  • экономии преподавательской энергии и высвобождения от рутинных работ с целью повышения удельного веса индивидуальной работы со студентами, ради очного – диалогового и полилогового (группового)  формирования их  компетентности (в смысле самостоятельности и ответственности при решении учебных задач и практических проблем), формирования опыта креативности.

 Ну, никак не понимаю, зачем нужны еще электронные клоны массового традиционного обучения, в условиях которого  


Задача отечественного смешанного обучения на текущем этапе, ИМХО, состоит в обеспечении как раз предельно здесь-и-сейчас возможной индивидуализации информационного обмена между обучающими  (преподаватели, учебники, ЭОР) и теми, кто учится. Управляемого, рационального, а главное обеспечивающего трансформацию информации в индивидуальные знания и опыт учащихся. О том, как это сделать, подробнее поговорим здесь. Вчера же спросил у слушателей идущего сейчас курса (они же преподаватели и/или руководители учебных центров, и/или разработчики электронного контента):
Каково процентное соотношение рационального и стихийного начал в управлении учением ваших слушателей?
Ответ:
30% к 70%
Мне показалось, что коллеги были чуть более позитивны, чем следовало бы. Возможно, я преувеличиваю,  ведь в их организациях  доля практических занятий до 3/4 от учебного плана доходит и группы "всего" от 12 человек. А как бы вы выразили в процентах соотношение стихийных и управляемых процессов в ходе учения ваших подопечных?


Комментариев нет:

Отправить комментарий