вторник, 18 октября 2016 г.

В чем отличия персонализации и адаптивности в обучении?

Следует различать
  1. персонализацию (индивидуальный подход) обучения как его кастомизацию, идущую извне ученика - за счет адаптации преподавания к потребностям ученика при достижении не учеником поставленных целей, и
  2. персона-, студент-, клиентцентрированное, а также самоорганизующееся обучение, где цель и задачи обучения определяет полностью или в существенной степени сам учащийся. И не только их, но и многие способы и условия их достижения (индивидуализированный подход).

В первом случае - обучение носит директивный характер, иногда ловко маскируемый, во втором - демократический и даже постдемократический характер (социальный конструктивизм и констукционизм, коннекционизм).

Адаптивное обучение - это обучение, процесс достижения цели и задач которого и ход которого определяется исходным и текущим состояниями обученности и компетентностности ученика. Здесь течение учебного процесса (траектория учения) корректируется в зависимости от успехов и неуспехов, возмущений и отклонений того, кто учится, от заданной дидактической траектории. По факту каждого успеха, неуспеха и отклонения средство обучения принимает решение о следующем шаге(ах) на пути к достижению цели.  Таким образом, в курсе изначально заложены 1) нормативная модель поведения ученика (как нужно), 2) модель возможных ошибок и корректирующей их обратной связи (что происходит  и как это исправить), 3) модель отклонений: отхода от нормативной траектории без явных или описанных ошибок (что может произойти).  

Персонализация далеко не всегда означает индивидуальное сопровождение каждого ученика средством обучения (электронным или двуногим). Она осуществляется не систематически и во многом стихийно, зависит от ряда субъективных факторов как на стороне преподающих, так и обучающихся
В ряде случаев персонализация обучения имеет место и там, где нет специально созданного средства обучения (ЭОР) или присутствия официального преподавателя. Они могут и вовсе отсутствовать как таковые (т.н. коннективизм, группы практики, группы взаимопомощи т.п.). 

Адаптивное же обучение всегда имеет дело с каждым учеником в отдельности и подразумевает наличие запрограммированного средства обучения, обеспечивающего автоматическое и/или автоматизированное управление учением. В условиях сугубо электронного обучения (e-learning 1.0) адаптивное обучение всегда персонализировано. В условиях ДО (e-learning 2.0 ) или смешанного обучения адаптивность может быть как 100%-но автоматической, так и частично автоматизированной  или же обеспечиваться преподавателями, тьюторами или учебной группой в том или ином объеме, с той или иной степенью персонализации (диалоговости). Все дело в реализации моделей управления учением

Куда хуже, когда в условиях ДО (e-learning 2.0 и 1.0) или смешанного обучения нет ни персонализации, ни, тем более, адаптивности. На практике так оно, в основном и есть. Пока, будем надеяться ...

Публикации на эту же тему: 

Комментариев нет:

Отправить комментарий