вторник, 24 октября 2017 г.

О заголовках в учебных текстах

Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы  присвоить (“придумать”) правильное название учебному курсу, пособию, УМК или электронному образовательному ресурсу.  Однако наша многолетняя практика работы с коллегами, создающими собственные обучающие продукты (как правило, в форматах дистанционного или смешанного обучения)  говорит о том, что здесь не всё так просто и гладко.
Примеры из жизни
Обычно на своих онлайн программах по созданию учебного контента от наших слушателей требуется:
  • Дать название (или четко сформулировать тему) создаваемого ими курса.
  • Сформулировать одним предложением обобщенную цель этого курса в соответствии с требованиями педагогического дизайна.
  • Составить подробное оглавление курса.

Проще простого? Увы, не всё так гладко. Рассмотрим на примерах:
Случай 1.
Слушательница назвала свой курс для выпускников своего вуза (да-да, для выпускного курса) “История земельного права России”
Цель курса - оказание юридических услуг по вопросам земельного права частным лицам и организациям (и вряд ли это подданные Ярослава Мудрого или Павла I).
В оглавлении этого курса 80% заголовков оказалось “про историю” и лишь 20% - про практическую работу в наши дни.  
Случай 2.
Пример из сферы корпоративного обучения.
Название курса: Контроль руководителем торговой точки процесса консультирования продавцами покупателей.
Цель курса: Выделение эффективных и неэффективных действий в консультации каждого продавца и предоставление ему корректной  обратной связи.
Оглавление курса (с сокращениями):
1. Стандарт консультации как способ управления маржой магазина
2. Установление контакта с Клиентом
3. Выяснение потребностей Клиента
4. Презентация товара
6. Подведение Клиента к покупке (завершение презентации)
7. Предложение сопутствующего товара
11. Завершение общения с Клиентом
Случай 3 (повышение квалификации педагогов)
Разработка внутренней системы управления знаниями и стандартизация качества учебных занятий в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями NNN (для школьных учителей)
Цель курса:  создать сценарий учебного занятия, соответствующий требованиям NNN
Оглавление курса (с сокращениями):
Часть 1. Сценарное решение как способ управления учебными достижениями.
Часть 2. Освоение ИКТ–навыков. Работа в сопутствующих программах.
Часть 3. Самостоятельная работа (состоит из серии уроков по реализации интерактивных  занятий (=сценариев) с целью их размещения в сети и использования учащимися - ВН).
Часть 4. Установка электронного сценария на платформе NN.

Не сложно заметить, что названия таких курсов преимущественно говорит про Фому, пункты оглавления главным образом про Ерему, а цели - про еще кого-то
Такая картина, увы, весьма типична. К  счастью, к концу обучения многим коллегам удается избавиться от такой “разноголосицы”.
Почему же так происходит? Важнейшими причинами таких эффектов является то, что
  1. разработчики ученого контента далеко не всегда умеют выразить в языковой форме то, что они как профессионалы, обычно, четко различают, а именно: предмет, цели (= результаты обучения) и смысловые границы своих учебных текстов или их фрагментов и связи между последними.
  2. один и тот же текст для его составителя и для обучающегося - это разные вещи. Для ученика заглавие и подзаголовки учебного текста - это задачи с некоторыми неизвестными (что это такое? что мне с этим предстоит делать? каким образом?), это то, чем он должен овладеть в умственном и поведенческом планах. А после того, как он этими задачами овладеет, заголовки и подзаголовки текстов чудесным образом превращаются в выводы, в обобщенные модели (содержание) изучаемой предметной области. Профессиональный составитель учебного текста не задается вопросами “что это такое? что и как мне с этим предстоит делать?”. Он это знает (должен знать). Проблема же в том, что создатель учебного контента не всегда умеет превратить ему известное в неизвестное для ученика. Да еще и привлекательное для него, мотивирующее к учению неизвестное.  

Иными словами, составителям учебных текстов нужно владеть правилами
  1. превращения заголовков в цели и задачи (результаты обучения). За каждым заголовком должен в неявном виде стоять ответ на конкретный вопрос, актуальный для ученика,
  2. логичного “разбиения” названий курсов и пособий на подзаголовки и привязывания к последним собственных подрезультатов.

Как это осуществлять на практике? Поговорим об этом в следующих публикациях или освоим в ходе онлайн-курса про педагогический дизайн текстового контента.   


Комментариев нет:

Отправить комментарий